Тайна назначения Игоря Муратова. Большое интервью с и.о. Главы таможни

Тайна назначения Игоря Муратова. Большое интервью с и.о. Главы таможни
11.06.2020
Україна

После достаточно внезапной отставки Главы таможни Макса Нефьодова его место с приставкой и.о. неожиданно занял Игорь Муратов. Произошло это 24 апреля и внутри таможни всем это виделось как очень временное решение. Муратов не был ни замом Главы, ни руководителем отдельного департамента и казалось, что его роль сугубо техническая – удержать штурвал структуры пока найдут достойного капитана. Но, время шло, Муратова не меняли, а анализ его действий на «временном» посту и масштаб решений, которые он принимает дал понято что кажущийся статус «очень временного и.о.» перерастает в статус полноценного Главы с абсолютными полномочиями - ломать и перестраивать таможню так как он сам и видит.

Для непосвященных в тонкости таможенного дела, фамилия Муратова мало кому известна.  Хотя, внутри системы Игорь Михайлович, пожалуй, один из самых опытных специалистов.

Практически все таможенное законодательство, включая таможенный кодекс и закон об авторизованных экономических операторах, писались при его активном участии и, в отличии от Нефьодова, он глубоко знает и понимает "предмет".

Но, главный вопрос, который для всех остается загадкой, будоража умы как внутри таможни так и в более широких кругах это - кто и как выбрал и поставил Муратова на этот пост?

 Кто пролоббировал назначение неприметного заместителя директора департамента на Главу, да еще и с таким широким, как для и.о., кругом полномочий?

Вот сколько лет я работаю на таможне, этот вечный вопрос: "Кто и для кого собирает деньги"

По одной из версий за назначением Муратова стоит группа харьковского влияния в лице экс-пограничника и теневого куратора «Слуги Народа» в Харьковской области Вадима Слюсарева и влиятельного экс-таможенника Сергея Иванова.

Говорят, будучи вхожим в ОП, именно Вадим Слюсарев приложил руку как к решению по смещению Нефьодова, так и к замещению его Муратовым, кандидатура которого с подачи Иванова и стала ключевой для ОП при принятии решения.

Масштаб структурных и кадровых перестановок, которые с первого дня запустил Муратов подтверждает предположение, что мандат доверия на все эти действия выдавался в ОП на самом верху и чуть ли не Зеленский лично его собеседовал.

В подтверждение влияния Слюсарева и Иванова на назначение Муратова говорит следующая череда случившихся событий.

На Парламентских выборах 2019 года Сергей Иванов, через Слюсарева, пролоббировал включение в список «Слуги Народа» своей дочери Анны Колесник, которая до выборов была со Слюсаревым соучредителем в крупной компании по продаже алкоголя и табака компании ТОВ "СТК ЛТД", из которой, к моменту получения мандата Народного депутата, Колесник вышла.

Кроме этого, помощницей Анны Колесник, которая попала в комитет Парламента по налоговой и таможне, стала некая Светлана Юхта, с которой Иванов активно работал в свое время на Одесской таможне.

По данным изнутри системы, Юхта достаточно близка к Иванову и после назначения Муратова на и.о. Главы стала его официальным советником. 

Вы предлагаете мне написать самоотвод? Я согласился поработать и работаю и стараюсь чтобы у меня получилось.

Неофициально, говорят, что Юхта является теневым координатором работы созданного Муратовым таргетинг-центра, который в ручном режиме активно занимается корректировкой таможенной стоимости импортируемых грузов, при этом не без коррупционного интереса со стороны таможни.

В ближайшее время она должна через "прозрачный" конкурс возглавить один из ключевых департаментов новой таможни Муратова.

5 июня в Минфине проходила коллегия таможни, после которой мне удалось поговорить с Игорем Муратовым в течении тридцати минут и задать все интересующие вопросы, на которые он дал абсолютно прямые ответы.

Я тоже смотрю Ваши ролики и узнаю оттуда много информации.

Игорь Михайлович, давайте начнем с последнего громкого события - Закарпатья.

 У нас в один момент вся страна узнала, что на Закарпатской таможне с водителей бусов таможня собирает по 500 Евро. Об этом, конечно, многие слышали, но впервые об этом водители заговорили открыто и на камеры.

По примерным подсчетам от 3 до 5 тысяч бусов при таком тарифе дают около миллиона Евро в месяц нелегального "кэша". Вопрос - кто собирал эти деньги и кому они шли?

Они оставались в карманах таможни или их кому-то передавали? Только не говорите, что не знаете.

Интересный вопрос. Несмотря на то, что вы просите не говорить: "я не знаю", на самом деле откуда я могу это знать? Я же не правоохранительный орган. Многие видели ваши ролики.  Многие знали об этой истории, а ей уже 20+ лет. Эта история началась давно, когда наши «заробитчане» появились в Италии.

Это да, но вы в таможне много лет, а сейчас - Глава таможни. У Вас есть ВБ (Департамент внутренней безопасности), вы сотрудничаете с СБУ, а там есть целое 4-е управление, которое занимается только таможней. Вы не можете не знать, что там собирают миллион в месяц.

Собирают или собирали?

На данный момент процесс остановлен только теоретически, практически мы посмотрим. Поэтому можем говорить "СОБИРАЕТ".

Вы понимаете, что я, практически, тоже не имею рычагов остановить это.

Вопрос сейчас не про остановить. Вопрос в том - куда идут деньги?

Ну, этот вопрос похож на вопрос - а где деньги со скруток НДС.

Ну есть какой-то бенефициар закарпатской контрабанды?

Да откуда я знаю? Я тоже смотрю Ваши ролики и узнаю оттуда много информации.

Задача каждого, находясь на такой позиции, не только прийти, а достойно уйти. Это тоже одна из важных задач.

Хорошо, давайте моментами из моих роликов. Примерно 30% сотрудников Закарпатской таможни играло в футбольном клубе "Минай" и является прямыми или косвенными родственниками Валерия Пересоляка. Кум, кум кума, родственники кума. Этот человек может быть причастен к сбору денег на Закарпатской таможне?

Люди в бусах говорят что кто-то собирал. Значит должно быть какое-то уголовное дело, расследование. Следствие должно установить: кто собирал, кому они переходили и так далее.

А такое к-во людей в штате Закарпатской таможни, связанных с Пересоляком, Вас не настораживает?

Меня настораживает, что все мы на Земле произошли от одной мамы. (Улыбается) Вас это не настораживает?

Меня нет, так как деньги мы по этой линии наверх не передаем.

Но все же,  причастность Пересоляка к этим процессам Вы не знаете, отрицаете, или....

Я фамилию этого человека столько слышал, но я с ним не знаком, ни разу его не видел и даже по фото не отличу. Вот Вас уже отличу.

Повторюсь, расследованием должны заниматься правоохранители, а мы должны инициировать изменения в законах и поменять технологию для того, чтобы люди могли работать в правовом поле.

Я же тоже пообщался с водителями "бусов", увидел эти посылки. По-моему, всего в одной из посылок тогда обнаружили коммерческую партию. Все остальное - это действительно посылки.

А вот эта ставка 0.55 Евро "растаможки". Откуда эта цифра появилась? В видео, которое было снято в день протеста на посту, Вы очень аккуратно этот вопрос комментировали и когда Вас спросили про то, как под это попадают продукты питания и алкоголь Вы переложили этот ответ на Александра Богаша (на сегодня это и.о. начальника Закарпатской таможни).

Мне кажется, что получив такой инструмент как 0.55 Евро/кг. через таможню поедет все.

Вы же знаете что алкоголь не может под это попадать и, мне кажется, Вы сейчас ведете к тому, что по такой цене поедут айфоны, по 0.55 Евро за кг.

Ну вы же не станете отрицать что они по таким схема как раз и едут.

Смотрите, вопрос же в том, чтобы таможня могла отличать коммерческую пратию от посылок. Рубашку, брюки....

55 центов с 1 кг. - это, условно, тариф на стоимость за 1 кг. б/у вещей, пачки макарон, плитки шоколада.

Мы же понимаем, что при перемещении такого рода грузов, подавать таможенную декларацию для юрлиц, нанимать таможенного брокера, определять код товара, это приведет только к тому, что гражданин остановится и никуда не проедет.  Для людей все должно быть просто.

Да, но сегодня вместо этих процессов кто-то инициирует сбор денег. Вы планируете установить первопричину проблемы? Кто собирает деньги и куда они идут?

Вот сколько лет я работаю на таможне, этот вечный вопрос: "Кто и для кого собирает деньги" - он находится за пределами полномочий таможни. Не планирую я этим заниматься. Для этого есть правоохранительные органы. Я планирую заниматься таможенным делом.

Да, у нас есть подразделения по противодействию коррупции, появилось ВБ. Не факт что мы сможем спрофилактировать все на 100%. Я таких примеров в мире не знаю. Возможно Сингапур.

Ок. Чтобы закрыть тему Закарпатья - Вы верите что инициатива 0.55 Евро решит вопрос?

Инициатива не в 0.55 Евро, а в том, что нужно внести изменения в таможенный кодекс,чтобы эти посылки перемещались законно. Нужно поставить банковские терминалы, чтобы люди могли оплачивать все бысторо, а не стоять там 12 бусиков в час на оплату, так как окошко одно. Кстати терминалы сегодня уже поставили и можно расплатиться картой, это значительно быстрее.

Нужно поработать над соглашением о международных перевозках между Украиной и Италией и другими странами. Кстати, и довнести информацию об этих перевозках.

Вы же общались с этими людьми, они готовы открыть ФОПЫ, приобрести лицензию и работать в правовом поле. Вот в этом мы должны им помочь.

Внедрение NCTS - печальная история на самом деле. Было много парадных реляций, но до реального результата пока еще очень далеко.

Кто такая Светлана Юхта и какие функции она выполняет?

Она мой советник.

Какие функции на нее возложены?

Да никакие... А какие функции может выполнять человек в таможне, когда он не принят на работу?

А как она стала Вашим советником?

Я познакомился с ней, когда работал в комитете. Когда работал над законопроектом по авторизованному оператору, по единому окну.

По моей информации, она координирует некий таргетинг-центр, который определяет в ручном режиме  таможенную стоимость товара по документам, которые подает компания при оформлении. Так ли это?

Она не может курировать этот центр, так как там есть назначенный человек.

Значит негласным куратором она может быть.

А как Вы можете такое утверждать?

Это информация изнутри Вашей структуры о том, что если тебе на товар подняла таможня стоимость в 2-3 раза, то решение этого ворпоса необходимо решать только с ней.

Ну прямо, уже звучит как обвинение.

Каждый день узнаешь о себе что-то новое. Смотрите, Слюсарева я не знаю. А с Ивановым я знаком, да. Он когда-то работал в таможенной службе.

Ну я Вас поэтому и дождался, чтобы получить ответ на этот вопрос, так как информация серьезная.

Да, информация серьезная. Мы, действительно, создали группу такую, теперь создали управление в структуре координационно-мониторинговой таможни, теперь будем переводить его в штатный режим работы для того, чтобы отслеживать рисковые оформления.

Светлана Юхта какую роль играет в этом подразделении?

Никакую. А какую роль она может играть?

Поднимать трубку. Вести переговоры. В ручном режиме расставлять маркера в системе АСАУР. 

В этой группе работают сотрудники, которые работают много лет в таможне по разным направлениям: по контрабанде, по классификации, по таможенной стоимости, они давно это умеют и им не надо помогать. 

А зачем, тогда, эта группа, если есть эти департаменты? Зачем ее создавать, если в ней все из этих структур?

Действительно хороший вопрос. Не видно было результатов в них, поэтому пошли на такой тест. Официально руководит этой группой Александр Демченко.

То есть Вы отрицаете влияние Светланы Юхты на это подразделение?

Конечно отрицаю. Я с ней советовался по поводу этой структуры, так как у нее большой опыт работы в этом направлении.

Еще веселее вопрос. Хотите подать свою кандидатуру?

А у меня есть информация, что и в расстановке Ваших замов, и в появлении Светланы Юхты, и даже в Вашем назначении сыграл важную роль экс-таможенник Сергей Иванов и харьковчанин Вадим Слюсарев.

Слюсарев является сильным лоббистом в ОП и, собственно, с его подачи, а так же при участии Иванова и произошли эти назначения. Можете это прокомментировать?

Легко. Каждый день узнаешь о себе что-то новое. Смотрите, Слюсарева я не знаю. А с Ивановым я знаком, да. Он когда-то работал в таможенной службе.

А они причастны к вашему назначению? А то Вы как-то очень уклончиво отвечаете.

Я об этом не знаю.

А кто Вам предложил эту должность?

Министр

Ну Вы, как человек, который очень хорошо знает законы, а таможенный кодекс так вообще наизусть, должны наверняка знать, что по закону о госслужбе должность и.о. может занимать или кто-то из замов, либо руководитель департамента.

Вы были заместителем руководителя департамента. И, если чисто по букве закона, назначать вас было немного незаконно.

Но назначал же не я.

Ну значит у Министра была какая-то особая мотивация назначать человека, которого по закону назначать нельзя.

Я сильно сомневаюсь что меня нельзя было назначать. По закону даже руководителя самого мелкого подразделения можно назначить на руководителя. Например мой предшественник, Макс Нефьодов, назначал инспекторов ЦА на должности начальников таможен и некоторые из них до сих пор работают.

Но это не касается должности категории "А".

Вы предлагаете мне написать самоотвод? Я согласился поработать и работаю и стараюсь чтобы у меня получилось.

Я готов назначать любого, кто владеет предметом, порядочный и в котором я уверен, что он не будет заниматься схематозом.

Многих беспокоит вопрос - а зачем Вы переписали штатное расписание? Это была ваша первая инициатива. Мы же, вроде, пол года таможню реформировали-реформировали, а тут новый начальник - и давай все по-новой.

Элементарные причины. Когда создается подразделение, которое отвечает за многие направления и в такое время, когда все направления находятся в трудном состоянии, никакой, даже самый гениальный руководитель департамента не в состоянии вытянуть эти направления. Направления нужно поделить на участки, назначить руководителей и тогда их можно вытащить.

Я, так понимаю, именно поэтому Вы разделили департамент платежей и  таможенной стоимости на два отдельных департамента?

Это один из примеров.

А кто возглавит платежи?

А будет конкурс и посмотрим.

А департамент таможенной стоимости?

Еще веселее вопрос. Хотите подать свою кандидатуру? (Смеется)

У меня нет образования. К тому же я - дилетант в этом деле. Но, говорят, что именно Светлана Юхта должна возглавить этот департамент.

Если она захочет и подаст документы, то может быть. Давайте будем посмотреть.

Я готов назначать любого, кто владеет предметом, порядочный и в котором я уверен, что он не будет заниматься схематозом.

У нас вообще большая проблема с кадрами, нам нужны и начальники, и еще больше заместители.

А что у нас с внедрением программы NCTS? Я тут недавно "ковырнул" эту тему и оказалось, что мы еще в сентябре 2019 приняли закон №1082 и 25 марта у нас должна была заработать система обмена данными со смежными таможнями.

Вы знаете, все будут счастливы, если планы Нефьодова осуществятся

Даже Президент Зеленский недавно попал в странную ситуацию, когда говорил об этом на встрече с бизнесом не зная, что у нас этот инструмент есть, но не введен в эксплуатацию.

Печальная история на самом деле. Было много парадных реляций, но до реального результата пока еще очень далеко.

А в чем загвоздка?

Программа сейчас локализируется, переводится на украинский язык, после этого должны быть отработаны технологии работы с ней, параллельно нужно написать нормативные документы и провести все это через Минфин и Кабмин. А после этого обучить людей и запустить пилот, например в "Ягодине" и Киеве и откатать работу.

Да, но 9 месяцев на все это было и вопрос важный и огромное к-во грузов едет по схемам под эту дыру.

Да, тема очень важная и мы работаем над нейК сожалению особыми успехами похвастаться не можем.

Но проблема в чем? Кого нужно пнуть и флешку где-то взять?

Я думаю, что к работе над этим направлением до меня была привлечена не достаточно сильная команда. Я общался с ними, команду надо усилить и активизировать работу.

"Инспектор 2006" - хорошая программа? Или планы Нефьодова по замене и Ай-Ти революции имеют место быть?

Вы знаете, все будут счастливы, если планы Нефьодова осуществятся и нам, несомненно, сильная команда программистов, которую он привлек, сможет через год-полтора представить альтернативу и мы сможем на нее пересаживаться.

Но вы в целом за изменение программы в целом?

Да, конечно.

А программа АСАУР, которая, ни для кого не секрет, что используется для таможенного вымогательства путем ручной настройки рисков и что этот вопрос финансово решаемый. Как вы относитесь к этой проблеме?

Отношение мое известное. Подход ориентируемого на риски анализа операций - это единственно правильный.

Что мы сделали для решения проблемы, о которой Вы говорите?  Раньше риски модно было генерировать на центральном уровне и на региональном.

Кода мы вносили изменения в таможенный кодекс под авторизованных операторов, мы немного уменьшили возможность создания рисков на локальном уровне. В том числе и для того, чтобы они не использовались как препятствие для импортеров.

Но проблема такая есть и все это нужно и совершенствовать и дорабатывать таким образом, чтобы в ней был механизм контроля за эффективностью каждого из рисков. Не так чтобы нужно было делать специальные выборки, длительные подсчеты и т.д.

Должен быть инструмент контроля эффективности, тогда сразу станет видно что работает эффективно, если не эффективно, то кто создал этот риск, зачем. И все неэффективное будем убирать.

А какой срок Вам отведен на решение всех вопросов о которых мы с Вами говорили?

У нас все в статусе и.о. и бывает так что человек приходит утром на работу, а у него не срабатывает пропуск. Но, я так понимаю, что у Вас была встреча в ОП и определенный мандат доверия и негласный иммунитет у Вас есть.

Вопрос философский. Сроков со мной никто не оговаривал но.... (длинная пауза) я работаю, на помощь мне дают заместителей и мы будем работать вместе, добиваться успеха, ну а дальше посмотрим.

Задача каждого, находясь на такой позиции, не только прийти, а достойно уйти. Это тоже одна из важных задач.

А с кем именно в ОП Вы встречались?

Ну я же не обязан на этот вопрос отвечать.

Но встреча была?

И на этот вопрос я не обязан отвечать.

Нет, конечно. Спасибо Вам большое что уделили время.

Плинский Медиа